В преддверии курса Кристины Горбуновой «Стихия воды 4.0» (https://int.jmaslom.com/voda4) поговорим о море. А именно о том, как добивался небывалой реалистичности на своих картинах Айвазовский.

Художник обладал небывалым талантом, родился и жил у моря, имел возможность наблюдать за состоянием стихии подолгу и вдумчиво. Но также он смог добиться высокого уровня мастерства в ремесле, к которому стремятся художники, пишущие море.

Удивительной живости и прозрачности Айвазовский добивался благодаря тончайшим лессировкам. Он писал масло, но порой его работы похожи на акварельные картины, настолько они легки и воздушны.

В результате лессировки изображение приобретает эту прозрачность, причем цвета кажутся очень насыщенными, но не за счет плотности мазка, а за счет особой глубины и тонкости. Виртуозная лессировка в исполнении Айвазовского — особая любовь для коллекционеров: большинство его картин в прекрасном состоянии, поскольку тончайшие красочные слои меньше подвержены растрескиванию.

Живописец создавал картины очень быстро, поэтому у его техники есть свои нюансы. Вот что пишет об этом Николай Барсамов, многолетний директор Феодосийской картинной галереи и крупнейший знаток творчества Айвазовского:

«…воду он иногда лессировал по полусухому подмалевку. Часто художник лессировал волны у их основания, чем придавал глубину и силу красочному тону и достигал эффекта прозрачной волны. Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины. Но лессировка в живописи Айвазовского не была обязательным последним этапом работы, как это было у старых мастеров при трехслойном методе живописи. Вся живопись у него в основном проводилась в один прием, и лессировка часто применялась им как один из способов наложения красочного слоя на белый грунт при начале работы, а не только как завершающие прописки в конце работы. Лессировкой художник иногда пользовался на первом этапе работы, покрывая полупрозрачным слоем краски значительные плоскости картины и используя при этом белый грунт холста как светящуюся подкладку. Так иногда писал он воду. Умело распределяя красочный слой различной плотности по холсту, Айвазовский достигал правдивой передачи прозрачности воды».

И наверняка его особое отношение к любимому ремеслу позволяла создавать именно такие, дышащие и живые работы. Подойти с кистью к холсту было великой радостью для художника.

Научитесь и вы создавать прекрасные водные сюжеты вместе с Кристиной Горбуновой на 4-м потоке курса «Стихия воды». Посмотрите, какие интересные пакеты мы для вас приготовили https://int.jmaslom.com/voda4

На фото морская картина с курса Кристины.