Мы подготовили для вас что-то интересное. Давайте вспомним мастеров старины и их технику живописи. Это то самое искусство, которое сохраняется веками и становится настоящим наследием.
Известный нам теперь термин «малые голландцы» первым ввел в обращение француз Фелибьен Дидро. И имел он ввиду не маленький рост или юный возраст живописцев!
Подразумевался интерес художников к «малым» (низким) темам из повседневной жизни в противоположность искусству «большого» стиля на «высокие» исторические и мифологические сюжеты, а также небольшой, «кабинетный» формат картин.
Сейчас это кажется удивительным, но выбор сюжетов был поистине новаторским для того времени! Светский реализм, обращение к отображению в картинах реального окружающего мира и человека без подведения под определенный идеал, сложение развитой и очень дифференцированной системы жанров, разработка системы тональной живописи – вот что внесли малые голландцы в живопись!
Можно выделить два ведущих художественных центра малых голланцев: Харлем и Амстердам.
Малые голландцы выражали национальное своеобразие живописи своего времени. Все их сюжеты можно условно поделить на несколько групп:
Бытовой жанр — самое яркое и самобытное явление голландской школы, открывшее для мирового искусства поэзию повседневной жизни частного человека.
Пейзаж
Интерьер
Натюрморт
Остановимся немного подробнее на натюрморте, который для многих малых голландцев стал визитной карточкой.
Наиболее характерный вид голландского натюрморта — «завтрак» — возник в творчестве харлемских живописцев, изображающих накрытый стол с яствами и посудой.
«Живописный» беспорядок и атмосфера уютного жилого интерьера, достигается передачей световоздушной среды, в колорите картин господствует серо-серебристый тон, заданный изображением серебряной или оловянной посуды.
В Утрехте развился пышный и нарядный цветочный натюрморт, особенно прославившийся тщательностью письма и светлым колоритом.
В Гааге, центре морского промысла, довели до совершенства изображение рыб и других обитателей моря.
Университетский Лейден создал тип философского натюрморта «vanitas» (суета сует). В картинах рядом с предметами, воплощающими земную славу и богатство (доспехи, книги, атрибуты искусств, драгоценная утварь) или чувственные удовольствия (цветы, фрукты), соседствуют череп или песочные часы как напоминание о скоротечности жизни.
Более демократичный «кухонный» натюрморт возник в Роттердаме. В середине столетия тема скромных «завтраков» преобразуется в роскошные «банкеты» и «десерты». Золоченые кубки, китайский фарфор и делфтский фаянс, ковровая скатерть, южные фрукты подчеркивают вкус к изяществу и богатству, утвердившийся в голландском обществе в середине столетия. Влияние рембрандтовской светотени заставляет краски на картинах светиться изнутри, поэтизируя предметный мир.
Также стоит выделить изображения «охотничьих трофеев» и «птичьих дворов». Этот тип натюрморта особое распространение получил во второй половине — конце 17 века в связи с аристократизацией бюргерства: устройством поместий и развлечением охотой.
А теперь самое интересное 22 июля в 18.00 Надежда Ильина проведет открытый вебинар-спектакль, на котором вы погрузитесь в мир старинной живописи. Регистрируйтесь на вебинар по ссылке
https://vk.com/app5898182_-135180102#s=885630