Цвет— это первая информация, которую мы получаем о предмете, а как вы знаете, первое впечатление — самое важное. Психологи отметили, что люди зачастую делают выбор основываясь на цвете. Люди определяют, нравится ли им Ваше произведение в зависимости от цветов, которые они видят. Именно поэтому цветовая гармония является нашей целью.

Наука цветоведения состоит из нескольких разделов. Одни из них близко соприкасаются с областью физики, в других исследуются наши зрительные восприятия, в третьих разрабатывается классификация цветов и устанавливаются законы цветовой гармонии.

Цвет — это свойство тел вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом и интенсивностью отражаемого или испускаемого, или видимого излучения. Цвет как явление изучается целым рядом наук.

Художников интересуют преимущественно те разделы, знакомство с которыми помогает наблюдать и изображать явления действительности. Здесь же даются лишь самые краткие сведения, необходимые для начинающего художника.

Главным условием для зрительного восприятия является свет. В темноте мир для наших глаз непознаваем. Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов, который обнаруживается, если луч света пропустить через стеклянную призму. Полученный таким образом спектр содержит в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой.

В зависимости от специального оборудования можно получить спектр больших или меньших размеров, но последовательность цветов и их переходы всегда одни и те же. На одном конце спектра находятся фиолетовые, а на другом — красные цвета.

Световые волны солнечного света различны по длине и цвету. В зависимости от длины волн световых лучей, воздействующих на наш глаз, мы ощущаем тот или иной цвет.

Цвета, входящие в солнечный спектр, и соответствующая им длина световых волн следующие (в ммк):
Фиолетовый    400-430
Синий              430-470
Голубой           470-500
Зеленый          500-535
Желтый           535-595
Оранжевый     595-620
Красный          620-700

Глаз человека воспринимает лучистую энергию как видимый цвет с длиной волн 400-760 нанометров.

Цвета спектра, расположенные по кругу, образуют замкнутый круг с непрерывным переходом от одного цвета к другому. Основные и наиболее яркие цвета в цветовом круге — желтый, красный и синий. В цветовом круге они расположены на вершинах вписанного в него равнобедренного треугольника; Между каждыми двумя основными цветами расположены дополнительные цвета.

Наблюдаемые цвета

Цвет любого тела воспринимается нами благодаря тому, что тела пропускают или отражают часть световых лучей, падающих на них.

Поглощение и отражение лучей избирательно для каждого тела, так что мы видны цвет тела таким, который соответствует суммарному эффекту смешения между собой отдельных лучей, входящих в спектр.

Например:

  • когда от поверхности тела отражаются только зеленые или красные лучи, а остальные поглощаются, мы видим тело желтым.
  • когда от поверхности тела отражаются главным образом красные лучи а в меньшей степени оранжевые и желтые, мы видим тело красным.
  • при полном отражении лучей тело воспринимается белым
  • при почти полном поглощении лучей — черным.

Цвета радуги — это спектр, который мы наблюдаем в естественных природных условиях (преломление и отражение солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянных в воздухе).

Характеристика и классификация цветов

Цвета подразделяют на хроматические, т. е. цветные, и ахроматические (белые, черные к все серые).

Качественная характеристика хроматического цвета:

  • цветовой тон
  • светлота
  • насыщенность.

Цветовой тон определяет название цвета: зеленый, красный, желтый, синий и др. Это качество цвета, которое позволяет сравнить  его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хроматических) и дать ему название.

Светлота также является свойством цвета. К светлым можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным — синий, фиолетовый, темно-красный и др. цвета.

Светлота характеризует, насколько тот или иной хроматический цвет светлее или темнее другого цвета или насколько данный цвет близок к белому.

Это степень отличия данного цвета от черного. Она измеряется числом порогов различия от данного цвета до черного. Чем светлее цвет, тем выше его светлота. На практике принято заменять этот понятие понятием «яркость».

Термин насыщенность цвета определяется его (цвета) близостью к спектральному. Чем ближе цвет к спектральному, тем он насыщеннее. Например, желтый цвет лимона, оранжевый — апельсина и т. д. Цвет теряет свою насыщенность от примеси белил или черной краски.

Насыщенность цвета характеризует степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического.

Качественной характеристикой ахроматического цвета будет только его светлота.

Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубо-зеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета — холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т.д.).

Это деление условно. Всякий цвет может иметь разные оттенки и в сочетании с другими казаться теплее или холоднее. Например, красный цвет с легкой примесью синевы будет холоднее оранжево-красного; чем больше в зеленом принеси золотисто-желтого, тем теплее его оттенок; лимонно-желтый оттенок холоднее золотистого и т. д. Понятие тепло-холодных соотношений цвета обогащает наши наблюдения натуры и возможности языка живописи.

Характеризуя цвет, художники зачастую употребляют и такие термины как светосилаинтенсивностьзвучностьблеклость.

Видимый цвет зависит от характера освещения. Вечером при свете лампы все холодные цвета темнеют, причем голубые зеленеют, синие теряют свою насыщенность; красный цвет при электрическом освещении становится насыщеннее, оранжевый — краснеет, светло-желтый трудно отличить от белого, который желтеет. В целом искусственное освещение (в комнате) отличается от дневного красновато-желтым оттенком. Поэтому рекомендуется заниматься живописью при дневном свете.

Наш глаз обладает неодинаковой чувствительностью к разному цвету с изменением условий естественного освещения. Так, например, днем желтые цвета мы видим самыми светлыми. Красный и синий цвет, предположим цветок мака и василек, воспринимаются близкими по светлоте.

При наступлении сумерек мы постепенно перестаем различать цвета, начиная с красных; дольше всех мы видим синие. Поэтому в сумерках василек выглядит светлее мака, который кажется почти черным.

Этими общими правилами изменения цвета нельзя пользоваться механически. Наше видение связано с бесконечно разнообразными условиями наблюдения натуры и индивидуальным творческим восприятием.

Приходите и попробуйте смешать цвета самостоятельно или с помощью художника  на наших мастер-классах «Живопись Маслом».

Как перестать повторять за другими художниками? И начать писать картины самостоятельно? Расскажем на вебинаре, регистрируйтесь по ссылке!

Участие бесплатное. Подарки каждому участнику!