Сегодня продолжаем говорить об основах академического рисунка и поговорим о фактуре предметов. На фото — работа ученицы Юлии Капустиной . Вдохновляет, верно?
При выполнении рисунка художник должен научиться передавать фактуру металла, стекла, ткани и остальных предметов. На рисунке должна быть видна прозрачность бокала, гладкость шелка, бархатистость персика, воздушность облаков. Художники добиваются этих целей с помощью разных видов штриховки и тушевки, пятен, линий и светотени.
К основным свойствам фактуры относятся рельефность, блеск и рисунок неровностей. По рельефности фактуры материалов делят на два основных типа — ровные и рельефные, каждый из типов делится на гладкие и шероховатые. По признаку блеска можно выделить — зеркальную, глянцевую и матовую фактуры.
Карандаш — это гибкий инструмент, который помогает достигать цели с помощью разных приемов. Линия карандаша может быть широкой и узкой. То есть, уделяя внимание фактуре, вы рисуете либо кончиком карандаша, либо плоскостью грифеля. Как результат, линия может быть широкой и мягкой или узкой и острой.
Штрих может быть прямой, волнистый, изогнутый. Вы можете делать штриховку в одном направлении или в разных. Соединение отдельных линий или заштрихованных участков тоже отличается. Густо положенные параллельные штрихи дают тоновое пятно. Изменяя нажим карандаша, направление штрихов, их размеры, можно передать самую разнообразную фактуру.
Если нужно передать шероховатость предмета, то она лучше заметна на грубой бумаге с помощью мягкого карандаша. Таким же образом можно и передать шерсть животного, делая короткие штрихи. Гладкие предметы, наоборот, лучше рисовать твердым карандашом.
Художники всегда стремились сделать зрительную иллюзию осязаемой. Чтобы передать фактуру, они экспериментировали с материалами и постоянно открывали новые горизонты. Художники придавали предметам поверхностные качества. Кто-то показывал тончайшие фактурные нюансы, а кто-то делал намек на эти качества, пользуясь минимумом изобразительных приемов.
Если вы пока что не знакомы с видами штриховки, ловите подсказку и тренируйтесь в исполнении каждого вида.
1. Простая однослойная зигзагом — это штриховка, когда рука двигается вправо-влево, не отрываясь от холста.
2. Двухслойная штриховка, при которой одна штриховка накладывается на другую. Главное, чтобы угол пересечения не был 90 градусов, иначе получится решетка на листе.
3. Есть такой вид штриховки, когда рука плавно отрывается от листа после того, как нарисована линия. Каждый новый штрих рисуется самостоятельно, а соединяются они между собой очень мягко и незаметно.
4. Штрих по окружности рисуется примерно так же, как и в предыдущем случае, только штрихи получаются закругленные.
5. Следующая разновидность штрихов тоже округлая, но количество слоев может изменяться. Слой может накладываться один на другой в разных направлениях.
6. Пересечение штрихов под острым углом. Рука для каждого штриха отрывается от листа.
7. Вид штриховки, когда слои пересекаются под разными углами. Количество слоев штриховки и угол произвольны. Такая штриховка хороша при изображении драпировок.
8. Однослойная штриховка под разным углом. Используется для изображения геометрически неправильных форм, например, скал.
Совсем скоро состоится курс Юлии Капустиной «Академический рисунок», на котором вы научитесь необходимым навыком, чтобы грамотно передавать любую фактуру. Проходите предрегистрацию на курс по ссылке https://vk.com/app5898182_-187791993#s=612392