Пространство в лесу заполнено ветками, листвой, корягами, поэтому с лесным пейзажем могут возникать определенные сложности. Придерживайтесь общих правил, чтобы вам было легче писать лесной пейзаж.
Формы стволов и веток не имеют идеальных пропорций, они неровные, с изгибами, тем не менее, они тоже подчиняются линейной перспективе. На первом плане стволы деревьев крупнее, на заднем — мельче. Одно дерево закрывает другое, так же как одна ветка может закрывать часть соседней. На первом плане деревья настолько высокие, что выходят за рамки полотна. Это погружает зрителя в картину, он находится как будто в лесу, а не просто наблюдает со стороны.
Обобщайте отдельные ветки и листья в массы. Они не должны быть одинаковых размеров, так как природа динамична. Мы передаем динамичность с помощью разных размеров: больших, средних и малых.
Если художник понимает природные формы, ему проще передать объем. Например, в основе стволов деревьев лежит цилиндр. Конечно, он с неровностями, к тому же дерево покрыто корой, и у каждой породы дерева она имеет свои особенности. Но понимая форму, легче сделать светотень на стволе. Таким же образом, зная форму массы листьев, веток, проще работать со светотенью на этих элементах.
В природе огромное разнообразие деревьев. Для художника особенно важно обращать внимание на внешние особенности: форма ствола, веток, листьев, кроны в целом. Вспомним характерные особенности некоторых видов деревьев.
1. Береза.
В средней полосе у берёзы ствол обычно прямой, стройный, а в других местностях ствол может раздваиваться у корня. Крона чаще всего вытянутой формы, но встречаются и с раскидистой.Кора белая с трещинами, которые и образуют темные штрихи (это трещины, через которые виден внутренний слой). Такие отметины встречаются в местах, откуда растут ветви. Они могут быть прямолинейной или треугольной формы.
2. Ель.
Ствол ели прямой, ветви слегка изогнуты вверх. Снизу старые ветви опускаются вниз и образуют «лапы». Крона по форме напоминает треугольник или конус и состоит из ярусов.
Важно отметить, как освещается дерево, чтобы передать его объем: внутри еловые «лапы» уходят в тень, а внешние ветви делают более светлыми, так как на них падает гораздо больше света. Еловая хвоя в целом темная и насыщенная.
3. Сосна.
Ствол сосны обычно прямой, но бывает и изгибающийся. Кора дерева рыжего цвет, а чем ближе ствол к земле, тем она становится темнее, цвет переходит в серо-коричневый. Около земли слой коры более грубый, растрескивающийся, в середине чешуйчатый.
У молодых сосен крона треугольная, конусообразная, а у зрелых округлая. У многолетних старых сосен ветви могут быть извилистыми. Обычно сосновые ветви не устремляются слишком вверх, а направлены в стороны от ствола.
Иголки у сосны длиннее еловых, поэтому крона кажется более пушистой.
4. Клён.
Ствол клена может изгибаться и разветвляться. Кора тёмного цвета. Верхушка кроны у клена округлая, но может быть и неправильной формы. Лист, как известно, имеет остроконечную форму, похожую на звезду.
5. Ива.
У плакучей ивы ветви более гибкие, чем у обычной, поэтому ее ветви спускаются вниз. Для ивы характерно постоянно разветвление ствола и крупных ветвей. Листья узкие и продолговатые. Цвет листвы необычный: с одной стороны — зеленый, с другой — серо-зеленый. Поэтому общий колорит дерева передается с помощью серо-голубых оттенков.
6. Дуб.
Ствол дерева мощный. У старых деревьев в основании он может достигать очень больших размеров. Однако в засушливых местах даже старые дубы могут походить на молодые деревья. Ствол и ветки дуба имеют извилистую и корявую форму. Кора отличается грубостью и плотностью. Форма листьев волнистая, а цвет темно-зеленый, насыщенный.
Пишите идеальные пейзажи с нашими художниками Надеждой Ильиной и Георгием Харченко на фундаментальном курсе по пейзажам. Пройти предрегистрацию уже можно по ссылке
https://vk.com/app5898182_-135180102#s=604261