Техника пастели приобрела широкую популярность и достигла своего расцвета в XVIII веке. Однако, художников постоянно волновала проблема сохранности произведений.

Еще Д.Дидро высказывал знаменитому пастелисту М.К. де Латуру свои опасения, что взмах крыльев времени не оставит ничего от славы великого мастера и драгоценная пыль исчезнет с поверхности, и часть ее рассеется в воздухе. К счастью, его опасения не оправдались. Пастель оказалась достаточно выносливой.

Как же сохранить работу, написанную пастелью? 👇🏻

Перед тем, как подобрать раму и паспарту для картины, необходимо зафиксировать пастель, чтобы она не осыпалась. Современным художникам предоставляется выбор уже готовых фиксативов фабричного производства, они продаются в художественных магазинах. К примеру, закрепитель итальянской фирмы «Ferrario». Некоторые используют обычный лак для волос, но он может затемнить работу или даже оставить на ней мелкие капли.

Фиксатив наносится в несколько этапов, иначе бумага от обилия влаги начнет деформироваться, да и для самой пастели это вовсе не желательно. Однако, не все художники закрепляли свои произведения, считая, что даже минимальное количество влаги в соприкосновении с пастелью безвозвратно изменяет её очарование.

Главную роль в сохранении пастели играет, безусловно стекло. Пастель, как правило, нуждается в паспарту – листе картона или плотной бумаги, имеющих «окно», в которое вставляется сама работа. В этом случае паспарту выполняет роль не только самого оформления, но и предохраняет красочный слой от излишнего соприкосновения со стеклом.

При соблюдении правил хранения и окантовки ваша пастель никогда не потеряет своего первоначального очарования и сохранит колористическую гамму, природную бархатистость и пушистость.

Если вы хотите написать нежнейшие работы этим материалом, приглашаем вас на курс Юлии Капустиной «Пастель от А до Я». Предрегистрация доступна по ссылке https://vk.com/app5898182_-169064466#s=715621