История живописи – это увлекательный процесс познания человеком мира, отражение его мыслей и эмоций на полотна под воздействием понимания или недопонимания вещей, происходящих вокруг и внутри художника.
Вместе с тем, как морально рос и развивался человек, менялись и его взгляды на жизнь. Эти образы и видения ложились в основу картин, которые удивляют нас глубиной своей фантазии и буйством красок. Не удивительно, что количество стилей и направлений в живописи сегодня так велико. Каждый век по-своему уникален и неповторим. История живописи с культовыми фигурами у мольбертов, раскрывает нам тайны различных течений в искусстве, предпосылки к их возникновению, а так же дарит нам свою философию.
Чтобы рассказать абсолютно обо всех направлениях в искусстве не хватит и жизни. Однако мы попытаемся очертить наиболее популярные стили, которые вошли в историю и актуальны сегодня.
Реализм и гиперреализм
Помните ли Вы, как в детстве, держа в руках цветной карандаш или кисточку, Вы стремились сделать свой рисунок более правдоподобным? Желание передать красоту действительности, наверное, заложено в нас на подсознательном уровне. Наша память пытается запечатлеть самые приятные мгновения и самые очаровательные образы. Ведь, как известно, человеческий мозг запрограммирован оставлять в своем архиве лишь настоящие фрагменты.
Реализм в живописи, как стиль и крупное течение в истории искусства, возникло как раз по той же причине. Оно родилось фактически еще тогда, когда пещерный житель впервые решился отобразить свой мир по средствам рисунка. Однако он, так же, как ребенок, не сразу научился писать шедевры. Из века в век художники совершенствовали свои навыки. Естественное восприятие действительности и точная передача ее на холсте окончательно воплотились на холстах спустя лишь несколько эпох, на рубеже XIX-XX веков под логичным термином «Реализм».
Кстати, этот термин по праву принадлежит французскому литературному критику Ж. Шанфлёри, который выдумал его для противопоставления академизму и романтизму. Как известно, эти два стиля полны милых выдумок, в которых действительность несколько приукрашена, вычурна и манерна.
Античный лоск, в котором грация изменчива и неправдоподобна, пределом надоел мастерам из Франции. Тогда, в 1855 году живописец Гюстав Курбе представил миру серию картин под названием «Павильон реализма», которая поразила всех своей смелостью и красотой реальных сюжетов.
Реализм в живописи – это правдивые формы действительности, к которым стремились всеми силами художники с первобытных времен. Они желали передать истинную эстетику окружающего мира, сущность его явлений и образов, не забывая об индивидуальности портретов, красоте натюрмортов и неповторимости пейзажей.
Не удивительно, что реализм получил большое распространение и за пределами родной Франции. В разных странах Европы это течение имело различные названия. В России это не иначе как «передвижничество», в Италии – удивительный «веризм Маккьяйоли», в Австралии – школа Робертса и Маккаббини, а в США – громкая «школа мусорного ведра» Э. Хоппера.
Однако прежде чем найти своих последователей на разных континентах, реализм разделился на такие направления, как импрессионизм и натурализм. Задача первого – максимально точно передать эмоцию в конкретный момент времени, а второго – реально воплотить конкретный физический образ.
Спустя столетие реализм трансформировался в новый стиль – гиперреализм.
Термин, как синоним от французского «фотореализма», придумал Isy Brachot в 1973 году. В этом же году в Брюсселе прошла художественная выставка с одноименным названием. Но как отдельный серьезный стиль гиперреализм в живописи сформировался лишь тридцать лет после этих событий. Эстетические принципы фотореализма, который полностью копирует повседневную действительность, за это время весьма выросли. Художники стали делать акцент на детализации образов.
Сейчас это один из наиболее сложных и эффектных стилей, который стремится к передаче тонкой структуры и фактуры жизни. Гиперреализм можно смело назвать максимально точным отражением действительности и антитезой концептуальному искусству. Художники, работающие в данном направлении, концентрируют свое внимание на каждом миллиметре холста, стараясь создать идеальные линии и светотени с натуры-изображения, то есть с фотографии. В тоже время, философия течения корнями входит в творчество Ж. Бодрийяра, который говорил о симуляции образов, никогда не существовавших в реальности. Иными словами, гиперреалисты создают так называемую «ложную реальность» или «убедительную иллюзию».
Как перестать повторять за другими художниками? И начать писать картины самостоятельно? Расскажем на вебинаре, регистрируйтесь по ссылке!
Участие бесплатное. Подарки каждому участнику!